На 89-м году жизни в США скончался Пол Тейлор — легенда современного танца, один из самых ярких и выдающихся хореографов.
Для многих поколений имя Пола Тейлора символизирует высший уровень мастерства, сложно назвать танцора, который не знаком с его творчеством. За более чем 60 лет своей творческой деятельности он создал множество, как сейчас бы сказали, трендов. Для кого-то он — великий экспериментатор, создававший танцевальные партии для Марты Грэм и Джорджа Баланчина, для других — эксцентричный хореограф, постановки которого шокировали общественность. А молодое поколение, возможно, может ассоциировать его имя с легендарной Paul Taylor Dance Company, где хотел бы поучиться любой современный танцор. Кстати, шесть лет назад на нашем портале проводился большой конкурс, победитель которого отправился в эту легендарную школу. Заявок тогда поступило более тысячи.
Dance.ru вспоминает лишь крохотную часть ярких и удивительных моментов, связанных с этим великим хореографом.
Отсутствие движений и букв
В середине прошлого века Пол Тейлор в одной из частей своего спектакля "Семь новых танцев" просто неподвижно стоял на сцене. Так он утверждал новые возможности выразительности, признавая в танце важной не только динамическую, но и статическую составляющую. Это же признал и автор знаменитой статьи: на странице газеты, где должна была быть напечатана рецензия на спектакль, попросту отсутствовал текст.
Танцор и хореограф
Пол Тейлор изначально позиционировал себя и как танцор, и как хореограф: иначе этот человек, создающий что-то невероятно новое, работать не мог. В 1954 году он присоединился к труппе Марты Грэм, а в 1959-м стал приглашенным солистом в New York City Ballet, где Баланчин поставил для него соло в балете "Эпизоды". Завершил же свою танцевальную карьеру Пол в 1974 году, сосредоточившись на постановке хореографии.
146
Именно столько спектаклей создал за свою жизнь Пол Тейлор. Среди них — множество радикальных и абсолютно невероятных для своего времени постановок, которые казались одновременно и скандальными, и яркими, и резонансными. Поражало и жанровое разнообразие, ведь мистер Тейлор не боялся экспериментировать и никогда не был зациклен на чём-то одном. Он всегда не просто опережал своё время, но и шёл наперекор принятым моральным ценностям: мог надругаться над символами Америки в самый неподходящий момент ("От моря до сияющего моря"), обратить внимание на инцест, когда об этом даже боялись говорить ("Большая Берта"), представить в неприглядном виде армию, когда ей гордилась вся страна ("Закат"). Но мог он также говорить и том, что волновало общество: религиозный экстремизм, войны и политика.
Фильмы и книги
Помимо постановок хореографий Тейлор писал книги — в частности, он выпустил автобиографию и несколько мемуаров. В книге "Частное владение" Тейлор рассказал о тайнах своего творческого процесса, она была признана национальной премией как лучшая биография 1987 года. А в 2013 г. вышел сборник его эссе "Факты и фантазии". О Поле Тейлоре снято немало фильмов. Один из последних — документальная лента "Paul Taylor: Creative Domain", премьера которой состоялась в 2014 году на фестивале в Сан-Франциско.